среда, 3 июля 2013 г.

Конспект "Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы"


Цель: раскрыть особенности  абиотических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые   организмы.
Задачи: познакомить учащихся с экологическими факторами среды; раскрыть особенности абиотических факторов,   рассмотреть  влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы
                                        ХОД УРОКА
Все живые организмы, населяющие Землю,  испытывают влияние экологических факторов среды.
Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития.
                                       ТЕМПЕРАТУРА
·        Растения и животные приспособлены к узкому диапазону температур (лимитирующий – ограничивающий фактор).
·        Некоторые организмы в состоянии анабиоза способны выдерживать низкие температуры.
·        Колебание температуры в воде меньше, чем на суше, пределы устойчивости к температуре у водных организмов хуже, чем у наземных.
·        От температуры зависит интенсивность обмена веществ. В основном организмы живут при температуре от 0 до +50 на поверхности песка в пустыни и до – 70 в некоторых областях Восточной Сибири. Средний диапазон температур находится в пределах от  +50 до –50 в наземных местообитаниях и от +2 до +27 – в Мировом океане. Например, микроорганизмы выдерживают охлаждение до –200, отдельные виды бактерий и водорослей могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре + 80, +88.
Животные: с постоянной температурой тела (теплокровные);
с непостоянной температурой тела (хладнокровные).
Животные выработали приспособления к охлаждению и перегреву:
·        впадают в состояние зимнего покоя, обмен веществ  снижается
·        при подготовке к зиме запасаются жир, углеводы, вода уменьшается, глицерин, препятствующий замерзанию
В жаркое время года защищаются от перегрева: 
·        у растений усиливается испарение через устьица - снижение температуры 
·        у животных усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожу.
              Организмы с постоянной температурой тела (птицы, млекопитающие).
·        4-х камерное сердце и два круга кровообращения
·        интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, насыщенной кислородом,
·        перьевой или волосяной покров тела, способствующий сохранению тепла, хорошо развитая нервная деятельность.
·        Птицы и млекопитающие - активность при резких перепадах температур и освоили разные природные зоны.
·        Ушная раковина слона кроме органа слуха выполняет функцию  терморегулятора. У растений для защиты от перегрева появляется восковой налет, плотная кутикула.
                                                          СВЕТ
По отношению к свету растения делят на:
·        светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
·        тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
·        теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения
·        Важную роль играет продолжительность и интенсивность воздействие света – фотопериод.
      Фотопериодизм сезонный – это пусковой механизм, приводит к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью у растений. У животных к накоплению жира к осени, размножению животных, их миграции, перелету птиц и наступлению стадии покоя у насекомых.
 Фотопериодизм суточный - смена дня и ночи определяет активность организмов. Важное приспособление,  которое обеспечивает выживание особи – это своего рода «биологические часы», способность ощущать время.
Животные  бывают с дневным, ночным и сумеречным образом жизни.
                                                  ВЛАЖНОСТЬ
Вода – ограничивающий (лимитирующий) фактор для растений и животных и определяет характер флоры и фауны данной местности.
·        Широколиственные леса сменяются мелколиственными, затем лесостепной растительностью.
·        Далее низкотравье,  и при 250 мм осадков в год – пустыня.
В саванне, где интенсивность растительного покрова и питания копытных животных зависит от сезона дождей.
   У пустынных у растений – развита мощная корневая система, утолщена кутикула листа, листовая пластинка превращена в иголки и колючки. У саксаула фотосинтез идет зеленой частью стебля. Рост в период засухи у растений прекращается. Кактусы запасают влагу в расширенной части стебля, иголки вместо листьев уменьшают испарение.
У животных к недостатку влаги: грызуны, змеи, черепахи, членистоногие – добывают влагу из пищи. Источником воды может стать жироподобное вещество, например у верблюда. В жаркое время грызуны, черепахи впадают в спячку несколько месяцев. Растения – эфемеры быстро цветут, семена в почву и отмирают, луковицы в почве.
По отношению к воде растения делят:
 Ксерофиты ‒ растения засушливых местообитаний. Мезофиты-растения среднеувлажнённых местообитаний
Гидрофиты ‒ водные растения
1. ЗАДАНИЕ:  Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой  тела).
2. ЗАДАНИЕ:  Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой  тела).
3. ЗАДАНИЕ: выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми и запишите в таблицу.
4. ЗАДАНИЕ: выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.
5. ЗАДАНИЕ: выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде.
6. ЗАДАНИЕ: выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде.

Домашнее задание: Параграф. Ответить на вопросы после него.

Комментариев нет:

Отправить комментарий